Георгий Мстиславоввич Колосов

16.03.2014 02:06

 Георгий Мстиславович Колосов был моим педагогом по фотографии в МГИКе. Он один из тех людей, которые преподали мне не только уроки фотомастерств, но и отношения к жизни, к творчеству в целом.  Именно он научил меня неспешности, несуетности  и тщательности в работе. И еще он стал одним из моих "проводников" в православие... Я горжусь тем, что мой дипломный проект - фотовыставка "Трещина" - состоялся при непосредственой помощи Георгия Мстиславовича.  
  

Эта статья о моем учителе опубликована на сайте www.luckylife.ru

 

  Георгий Колосов родился в 1945 году. Закончил МЭИ. Занимается фотографией с 1976 года. В 1978 году стал членом фотоклуба "Новатор", где получил главные уроки изобразительной культуры. Учился у классика отечественной фотографии Г.Н.Сошальского. Колосов - один из основателей и идеолог пикториальной (живописной) фотографии. Он первым среди современных фотографов стал снимать только моноклем - однолинзовым объективом, позволяющим добиваться особой живописности фотоизображения. Его первые опыты съемки с помощью мягкорисующей оптики относятся к 1979 году. Колосов сам разрабатывает монокли и пользуется только оптикой собственного изготовления. В собрании автора более 200 работ, созданных мастером в течение 25 лет. Многие работы собраны в серии. Среди них серия «Русский Север», созданная в результате фотоэкспедиций мастера в Карелию и Архангельскую область, на которой запечатлены архитектурные ландшафты, жанровые зарисовки и портреты. Фотографии цикла «Всякое дыхание...», которые были сняты с расстояния вытянутой руки. На этих работах внимание художника привлек мир природы – вода, ветер, огонь и растительный мир. И цикл «Чудотворец», который занимает особое место в творчестве Колосова. Ежегодно с 1992 года фотограф как паломник принимал участие в шестидневном 160-километровом крестном ходе из Вятки к месту явления иконы Святителя Николая на реке Великой в 1383 году. На протяжении двенадцати лет он приоткрывал для себя разные стороны этого церковного действа: длительный путь, отдых, молебны. Итогом этих многолетних наблюдений стали фотографии, которые и составили цикл «Чудотворец».

   Про мировидение и монокль

   …Я – атипичный «шестидесятник», воспитанный на тех образцах национальной и мировой культуры, которые в хрущевскую «оттепель» просочились сквозь «железный занавес» – внешний, но, главное, – внутренний. И здесь, а не извне, подхватил я тогда неистребимый вирус свободы, который удержал меня от того, чтобы поменять красных идолов на демократических. Со временем просто отправил всех…
   Почему стал сам делать монокли? Рисунок у «стариков» нравился, а доставать антикварную аппаратуру и оптику – до сих пор и не по уму и не по карману. Вдобавок прочел в очень старой статье Глейздса, что на малом формате монокль невозможен (позже, кстати, Янис сам себя блестяще опроверг). Детская фронда: «Ах, нельзя? Значит – можно!» Первые же опыты удовлетворили визуальную потребность – один к одному… 
   Сколько себя помню, окружающий мир для меня – тайна. Картинка монокля – таинственное изображение таинственного. (Анастигмат изображает поверхность, которую можно потрогать. Монокль изображает пространство, не доступное осязанию.) Итак, искать в оптике мне стало нечего, соответственно, с 1979 г. ничем другим и не снимаю. Правда, качественное разнообразие моих стеклышек – и по фокусу, и по рисунку – количественно чуть меньше, чем объективов в каталоге Никона. Зато аппаратура – проще некуда. В студии – Зенит-3М, на пленэре – механическая Yashica FX-3 2000. Плюс – Смена-3 с моноклем F-28 мм 1:4, да еще дальномерный Киев 4А с уникальной цейссовской «двадцаткой» (F 19,55 1:10), вроде нашего «Руссара», выломанной из какого-то аэрофотоприбора и раздиафрагмированной, в результате чего возник характерный мягкий рисунок.

   О состоянии культуры и мира вообще

   «Все ли позволено художнику?» Скажите, а гражданину разве все позволено? Его жизнь регламентирует закон. Художник – сам себе закон. И его регламент – или религиозный, или нравственный, или – никакой.
   …Все происходящее в материальном мире – лишь проекции мира духовного. Из трех, очевидных для меня признаков уже реального апокалипсиса, первый – даже не экология, а полное осатанение культуры. Начало этому положил Ренессанс, многие «шедевры» которого ужасают своей духовной дикостью. Чего стоят, к примеру, смазливые легкомысленные итальянки в роли Мадонны! 
   В ХХ веке безбожная цивилизация совсем утратила способность к различению добра и зла. В культуре это выразилось сначала в расчеловечивании форм, позже – в неслыханном бесстыдстве сюжетов, а сегодня – еще и в дьявольской агрессивности, и в какой-то нагло-бездарной пустоте так называемого «актуального искусства». Неотвратимая глобализация через телевидение и Интернет на глазах превращает все это в общественный духовный стандарт. «С кем вы, мастера культуры?» – лукавый советский вопрос негаданно стал мерилом совести. Существует свобода от… и свобода для… – неразрывно связанные. И есть один простой принцип: не прославляй дьявола. Окружают тебя по жизни дела его или нет – не говори о них! Мир преисполнен красоты, природной и человеческой. И здесь у художника всегда есть возможность быть оригинальным. Раскрой их на своей почве – со стороны этого не сделает никто. А примут или не примут торгующие – это уже, как говорят теперь, их личное горе. Здесь хорошо вспомнить Конфуция: «В эпоху процветания стыдно быть безвестным и бедным. В эпоху упадка стыдно быть богатым и знаменитым».

   Поэзия Г. Колосова – ещё одна грань его художнического дара, ещё один способ постичь и запечатлеть действие Духа Божия в мире.

Не сводит жизнь своих начал 
К чему-то одному, 
И я свой стих не сочинял, 
А следовал ему.

Мы вместе вышли сквозь пролом 
В темнице бытия: 
На вечную свободу он, 
И на минуту – я.

***

Лицо, не выражай эмоций, 
Не оборви в душе корней, 
Но где всё лжёт и продаётся, 
Как мужество, окаменей.

Сдержись! Направо и налево 
Не брось ни грусти, ни угроз... 
Одни друзья достойны гнева, 
Одна любовь достойна слёз
.

 

https://www.luckylife.ru/kolosov/

 

 

Работы Г.М. Колосова можно посмотреть здесь:

 https://art.photo-element.ru/pics/expo/kolosov/